ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

2021-2022 (Тариф_Юр.лица_2021-2022.pdf)
2022-2023 (Тариф_Юр.лица_с 01.12.2022.pdf)
2024 (Тариф_Юр.лица_с 01.01.2024.pdf)

1.  Заявка на заключение договора теплоснабжения должна содержать следующую информацию (Заявка_ЮЛ.pdf):

  • полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;
  • место нахождения организации;
  • место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);
  • тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;
  • договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;
  • срок действия договора;
  • сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;
  • сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);
  • расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях потребителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;
  • банковские реквизиты;
  • сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

2. Учредительные документы:

для юридического лица — положение о филиале-представительстве (при заключении договоров теплоснабжения с обособленными подразделениями юридического лица) – Устав или Положение, протокол собрания, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), уведомление из госстатистики о внесении изменений и дополнений в единый государственный реестр предприятий и организаций (ЕГРПО); Приказ о назначении руководителя или Доверенность, подтверждающая полномочия лица на заключение договора теплоснабжения (при заключении договора теплоснабжения руководителем филиала или другим уполномоченным представителем юридического лица).

для индивидуального предпринимателя или физического лица, собственника коммерческой недвижимости – копия паспорта гражданина Российской Федерации, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), дополнительно для ИП — свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, выписка из ЕГРИП.

3.  Документы, подтверждающие право собственности (иное законное право) на объект недвижимого имущества (свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРН, договоры аренды муниципального и федерального имущества, хозяйственного ведения, оперативного управления, акт приема-передачи недвижимого имущества).

4.  Приказ о назначении ответственного за тепловое хозяйство с протоколом проверки знаний, полученным в УФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5. Техническая или проектная документация на объекты теплопотребления (лист из проекта с указанием часовых нагрузок на характеристики теплоснабжения).

6. При наличии прибора учета предоставить копию паспорта, акт допуска в эксплуатацию, схему присоединения прибора учета.

7. Технический паспорт на объект.

8. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Дополнительные документы для вновь подключаемых объектов к системе теплоснабжения:

9. Акт о подключении теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения.

10. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.

11. Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более), выданное органом федерального государственного энергетического надзора

12. Акт готовности теплопотребляющих установок к отопительному периоду.

Все копии представленных документов должны быть заверены печатью организации (при наличии) и подписью уполномоченного лица.


Порядок подключения к тепловым сетям

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) подключение осуществляется на основании договора, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами, утв. Правительством РФ.

На основании п. 4 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 (далее — Правила подключения к тепловым сетям), теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

В соответствии с п. 8 Правил подключения к тепловым сетям основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в следующих случаях:

— необходимость подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

— увеличение тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) ранее подключенного объекта, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

— реконструкция или модернизация подключаемого объекта, ранее подключенного объекта, в том числе теплового пункта или теплопотребляющей энергоустановки, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей, тепловых пунктов (теплопотребляющей энергоустановки) или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии;

— необходимость подключения к иной системе теплоснабжения ранее подключенных потребителей от источника тепловой энергии, тепловых сетей, планируемых или подлежащих к выводу из эксплуатации согласно схеме теплоснабжения или в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 23 Правил подключения к тепловым сетям подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:

— направление исполнителю заявки на заключение договора о подключении;

— заключение договора о подключении;

— выполнение сторонами договора о подключении мероприятий по подключению, предусмотренных условиями договора о подключении;

— составление акта о готовности;

— получение заявителем временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения испытаний и пусконаладочных работ в отношении подключаемых объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок;

— подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;

— составление акта о подключении.

Согласно п. 35 Правил подключения к тепловым сетям для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на заключение договора о подключении, которая содержит следующие сведения:

1) реквизиты заявителя (для юридических лиц — полное наименование организации, дата и номер записи о включении в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и номер записи о включении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, для физических лиц — фамилия, имя, отчество (при наличии), серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты);

2) наименование (вид) и местонахождение подключаемого объекта;

3) технические параметры подключаемого объекта с включением (указанием):

— расчетных максимальных часовых и среднечасовых расходов тепловой энергии и соответствующих им расчетных расходов теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение на каждый подключаемый объект;

— вида и параметров теплоносителей (давление и температура);

— параметров возвращаемого теплоносителя (в случае подключения тепловой нагрузки в паре);

— режимов теплопотребления для подключаемого объекта;

— расположения узла учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля их качества;

— требований к надежности теплоснабжения подключаемого объекта (допустимые перерывы в подаче теплоносителей по продолжительности, периодам года и др.);

— наличия и возможности использования собственных источников тепловой энергии (с указанием их мощностей и режимов работы);

4) правовые основания пользования заявителем подключаемым объектом (при подключении существующего подключаемого объекта);

5) правовые основания пользования заявителем земельным участком, на котором расположен существующий подключаемый объект или предполагается создание подключаемого объекта (при наличии);

6) номер и дата выдачи информации о возможности подключения или технических условий подключения (если они выдавались ранее);

7) планируемые сроки подключения;

8) информация о виде разрешенного использования земельного участка;

9) информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции, модернизации) подключаемого объекта (площадь, строительный объем, этажность).

В случае подключения комплексной застройки заявитель подает единую заявку на заключение договора о подключении.

На основании п. 36 Правил подключения к тепловым сетям к заявке на заключение договора о подключении прилагаются следующие документы:

— копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на подключаемый объект или земельный участок, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются соответствующие выписки из Единого государственного реестра недвижимости с датой выдачи не ранее 30 дней), заверенные заявителем;

— ситуационный план расположения подключаемого объекта с привязкой к территории населенного пункта или элементам территориального деления в схеме теплоснабжения;

— топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (не прилагается в случае, если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

— копии документов, подтверждающих полномочия лица, действующего от имени заявителя (в случае если заявка подается представителем заявителя), заверенные заявителем;

— для юридических лиц — копии учредительных документов, действующие банковские реквизиты, заверенные заявителем, для индивидуальных предпринимателей — копии основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика, заверенные заявителем, действующие банковские реквизиты, для физических лиц — копии паспорта или иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика, заверенные заявителем;

— при наличии утвержденная комплексная схема инженерного обеспечения территории, утвержденный проект планировки территории и (или) разрешение на строительство.

В соответствии с п. 20 Правил присоединения к тепловым сетям в случае если на момент получения запроса о выдаче технических условий подключения техническая возможность подключения отсутствует, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация в течение 10 рабочих дней направляют заявителю письмо с указанием возможных вариантов создания технической возможности подключения, указанных в п. 24 Правил присоединения к тепловым сетям, а именно:

— заключение договора о подключении с платой, установленной в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;

— заключение договора о подключении будет осуществлено после внесения необходимых изменений в схему теплоснабжения и (или) инвестиционную программу исполнителя и (или) смежной организации.

В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта создания технической возможности подключения к системе теплоснабжения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.

Согласно п. п. 43, 44 Правил подключения к тепловым сетям договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах — по одному экземпляру для каждой из сторон.

Договор о подключении содержит следующие существенные условия:

— перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения и обязательства сторон по их выполнению;

— дата подключения, определенная в соответствии с п. 55 Правил подключения к тепловым сетям;

— размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);

— порядок и сроки внесения заявителем платы за подключение;

— размер и виды тепловой нагрузки подключаемого объекта с указанием:

— максимальных, минимальных часовых и среднечасовых тепловых нагрузок подключаемого объекта по видам теплоносителей и видам теплопотребления (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, технологические нужды), а также схем подключения теплопотребляющих установок;

— параметров (давление, температура) теплоносителей и пределов их отклонений в точках подключения к тепловой сети с учетом роста нагрузок в системе теплоснабжения;

— условий и параметров возвращаемого теплоносителя (в случае подключения тепловой нагрузки в паре);

— местоположения точек подключения;

— условия и порядок подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к системе теплоснабжения;

— обязательства заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета тепловой энергии и теплоносителя;

— требования к автоматизированной системе управления и диспетчеризации инженерного оборудования подключаемого объекта капитального строительства;

— пределы возможных колебаний давления (в том числе статического) и температуры в тепловых пунктах заявителя, устройства, для защиты от которых должны предусматриваться заявителем при проектировании систем теплопотребления и тепловых сетей;

— границы эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и заявителя;

— ответственность сторон за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение договора о подключении;

— технические условия подключения, указанные в п. 17 Правил подключения к тепловым сетям.

Согласно п. п. 47, 48 Правил подключения к тепловым сетям мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а в случае подключения многоквартирного дома — в пределах сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, включают в себя:

— разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

— выполнение мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о подключении;

— получение необходимых для выполнения мероприятий разрешений.

Мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома — в пределах сетей инженерно-технического обеспечения дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению включают в себя:

— разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями договора о подключении;

— проверку исполнителем выполнения заявителем условий договора о подключении и при согласии заявителя проверку исполнителем проектной документации;

— осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.

Согласно п. 2 Правил подключения к тепловым сетям исполнителем является теплоснабжающая или теплосетевая организация, соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, теплоснабжающая или теплосетевая организация, планирующая выполнение мероприятий по строительству источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в случае если информация о таких мероприятиях учтена в действующей схеме теплоснабжения, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение объекта, расположенного в границах определенного в соответствии со схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения (далее — радиус эффективного теплоснабжения).

На основании п. 50 Правил подключения к тепловым сетям в соответствии с выданными исполнителем техническими условиями подключения заявитель разрабатывает проектную документацию в порядке, установленном законодательством РФ. Отступления от условий договора о подключении, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат согласованию с исполнителем до внесения изменений в проектную документацию.

В соответствии с п. 55 Правил подключения к тепловым сетям дата подключения определяется исходя из даты заключения договора о подключении и срока подключения, определяемого в соответствии с данным пунктом.

Нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны заявителем в заявке на заключение договора о подключении.

Если более длительные сроки подключения указаны в инвестиционной программе исполнителя, а также в инвестиционных программах организаций, владеющих на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, с которыми заключены договоры о подключении, в связи с обеспечением технической возможности подключения, срок подключения не должен превышать 3 года.

Срок подключения, указанный в договоре о подключении, может быть продлен по соглашению сторон на основании обращения заявителя, а также по иным основаниям, предусмотренным п. п. 7, 46, 53 и абз. 3 п. 58 Правил подключения к тепловым сетям.

Согласно п. 52 Правил подключения к тепловым сетям внесение заявителем платы за подключение осуществляется в следующем порядке:

— 15% платы за подключение вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении;

— 50% платы за подключение вносится в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее подписания акта о подключении;

— 20% платы за подключение вносится в течение 5 дней с даты подачи тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя в соответствии с абз. 7 п. 23 Правил подключения к тепловым сетям, но не позднее дня подписания сторонами акта о подключении;

— оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о подключении.

На основании п. 53 Правил подключения к тепловым сетям в случае если заявитель не внес очередной платеж в порядке, установленном п. 52 Правил подключения к тепловым сетям и положениями договора о подключении, на следующий день после дня, когда заявитель должен был внести платеж, исполнитель имеет право приостановить исполнение своих обязательств по договору о подключении до дня внесения заявителем соответствующего платежа с соразмерным изменением срока подключения, предусмотренного договором о подключении.

В случае внесения платежа не в полном объеме исполнитель вправе не возобновлять исполнение обязательств по договору о подключении до дня внесения заявителем платежа в полном объеме.

Отсутствие (неполная оплата) платежей по договору о подключении до дня подписания сторонами акта о подключении является основанием для отказа в выдаче исполнителем акта о подключении объекта.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии — это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Пунктом 29 указанной статьи предусмотрено понятие бездоговорного потребления тепловой энергии. Под ним, в частности, понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).

Согласно ч. 7, 8 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал. Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

На основании ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к тепловым сетям или самовольное (безучетное) использование тепловой энергии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 2 указанной статьи повторное совершение административного указанного правонарушения, выразившегося в самовольном подключении к тепловым сетям либо в самовольном (безучетном) использовании тепловой энергии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Уголовная ответственность за подобные действия не предусмотрена.

Кроме того, в отношении субъекта указанного правонарушения будет сделан расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости.

Согласно ч. 9 ст. 22 Закона о теплоснабжении подобный расчет осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

В соответствии с ч. 10 указанной статьи стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.


Порядок установки приборов учета

ПОРЯДОК УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

   Показания индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах учитываются при определении объема потребляемых коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении)).

Определение понятия индивидуальных приборов учета содержится в абз. 6 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354). Так, «индивидуальный прибор учета» — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

  1. Обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80 Правил N 354).

В соответствии с ч. 55.2 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 81 Правил N 354 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, используемого природного газа (если помещения отапливаются с использованием газоиспользующего оборудования).

Расходы на установку индивидуальных приборов учета несет собственник помещения. Это следует из положений ст. 158 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий (ч. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Для установки приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии) заключается договор с организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу.

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок N 149).

Договор заключается в простой письменной форме (п. 4 Порядка N 149). В соответствии с п. 7 Порядка N 149 для заключения договора заказчик — физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов РФ.

К заявке заказчика — физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником. В силу п. 8 Порядка N 149 исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных Порядком N 149.

Содержание заявки, направляемой заказчиком — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, установлено п. 5 Порядка N 149.

На основании указанных выше документов исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту для его осмотра (п. 10 Порядка N 149).

При наличии технической возможности выполнить установку прибора учета исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в 2 экземплярах), а также технические условия в случае установки прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки прибора учета (п. 11 Порядка N 149).

При отсутствии технической возможности выполнить установку прибора учета исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора (абз. 2 п. 11 Порядка N 149).

Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю (п. 12 Порядка N 149).

Существенные условия договора перечислены в п. 13 Порядка N 149.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (абз. 2 п. 80 Правил N 354).

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника помещения, поданной исполнителю (абз. 2 п. 81 Правил N 354).

  1. Установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.

Это также следует из ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

При этом указанные нормы по общему правилу не распространяются на случаи установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартирах многоквартирных домов и собственники помещений в многоквартирных домах не обязаны устанавливать индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

Вместе с тем при желании собственники помещений в многоквартирных домах вправе установить соответствующий прибор учета в порядке, установленном Порядком N 149, при этом необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской», согласно которой особенности отношений по предоставлению коммунальной услуги по отоплению жильцам многоквартирного дома, который оснащен общедомовым прибором учета и не во всех помещениях которого есть индивидуальные приборы учета, предопределяют возможность перерасчета платы за отопление для собственника или пользователя отдельного помещения на основе показаний индивидуального прибора учета в нем лишь в случае, если известны показания всех имеющихся в доме приборов учета тепловой энергии за определенный период.

Отсутствие данных о фактическом потреблении тепловой энергии в отдельных помещениях дома за определенный период исключает возможность соотнести конкретный ее объем с внесенной платой за коммунальную услугу по отоплению, а также исключает установление перерасхода либо, напротив, экономного использования тепловой энергии в тех или иных отдельных помещениях.

В то же время в силу ч. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Из смысла ч. 4 ст. 19 Закона о теплоснабжении следует, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

ПОРЯДОК УСТАНОВКИ ОБЩЕДОМОВОГО ПРИБОРЫ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ (ОДПУ)

  В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов за счет собственников объектов.

Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.

Следует иметь в виду, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (количество квартир в котором составляет не более чем тридцать); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). И в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются лица (организации), обязанные обеспечить оснащение многоквартирных домов соответствующими приборами учета.

В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные (на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме) и общедомовые (коллективные). Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее — ОПУ) представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Для определения объемов (количества) отведенных из многоквартирного дома сточных вод используются коллективный (общедомовый) прибор учета сточных вод, а при его отсутствии — коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды в порядке, установленном указанными Правилами (абз. 8 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг)).

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила содержания общего имущества)) и обеспечивается силами управляющей организации.

Как следует из содержания п. 38(1) Правил содержания общего имущества, оплата установки ОПУ осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании счетов и в размере, указанных в абз. 2 п. 38(1), за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения (и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества). Граждане — собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Аналогичные разъяснения приводятся в Письме Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04 <Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета>.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. В силу пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация. В Письме Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04 <О расходах на установку приборов учета> разъясняется, что в случае урегулирования вопроса об истребовании с собственников помещений многоквартирного дома расходов на установку общедомового прибора учета путем заключения договора между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, последняя будет действовать в рамках агентских правоотношений от своего имени и в интересах получателя денежных средств за установку общедомового прибора учета.

Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества.

В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами предоставления коммунальных услуг, Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Приказом Минпромторга России от 21.01.2011 N 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии», Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод». Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п. 7.2 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).

Проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования Правил содержания общего имущества с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.

Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Место установки прибора учета тепловой энергии регламентируется п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Прибор учета следует устанавливать согласно его техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в жилом доме включает в себя (п. п. 41, 52 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, п. 5.4 ГОСТ Р 56534-2015, п. 5.13 ГОСТ Р 56501-2015, п. 5.5 ГОСТ Р 56536-2015, п. 5.11 ГОСТ Р 56533-2015):

1) осмотр места установки прибора учета;

2) получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации);

3) разработку проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией);

4) согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией;

5) комплектацию узла учета в соответствии с проектной документацией;

6) установку прибора учета (врезка в действующие сети), пуско-наладочные работы (опытная эксплуатация);

7) ввод в эксплуатацию, установку пломб, сдачу установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Требования к установке в том числе общедомовых счетчиков электроэнергии закреплены в п. 17 СП 256.1325800.2016 «Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (утв. Приказом Минстроя России от 29.08.2016 N 602/пр).

При расчете и начислении платы за коммунальный ресурс в МКД, оборудованном двумя коллективными (общедомовыми) приборами учета, показания таких приборов учета следует суммировать (Письмо Минстроя России от 11.01.2022 N 86-ОГ/04 <О расчете и начислении платы за коммунальный ресурс в многоквартирном доме, оборудованном двумя коллективными приборами учета>).

Схема установки коллективных (общедомовых) приборов учета и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) закреплена в разд. VI Приложения 1 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013).

В индивидуальном тепловом пункте следует размещать общедомовой узел учета тепловой энергии, измеряющий суммарное теплопотребление зданием и водомер холодной воды, направляемой на горячее водоснабжение (п. 6.1.6 СП 60.13330.2020 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 921/пр)).

Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, может быть дополнен в том числе услугами и (или) работами по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

  • Федеральный Закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 
  • Федеральный Закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» 
  • Постановление Правительства РФ от 05.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» 
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесений изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации 
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»
  • Постановление Правительства РФ от 18.01.2017 № 32 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления Федерального Государственного энергетического надзора» 
  • Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2115 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Get 30% off your first purchase

X